Дина Нери: "Под рукой был мешок цемента (дома – ремонт), и тут понеслось…"

Мы помешаны на всем новом. Новое – маркер нашей осведомленности и мобильности. Стараемся следить за последними тенденциями и не упустить важного. Хотим новых впечатлений и чувств, новую юбку, друга и сироп в кофе. Вот Вам новое!

Дина Нери: "Под рукой был мешок цемента (дома – ремонт), и тут понеслось…"
2026
Fashion

Быть архитектором – не «строить здания». Быть архитектором – это видеть и чувствовать иначе. Не успокаиваться ни на минуту и находиться в постоянном поиске актуальных форм и решений. Быть архитектором значит оглядываться по сторонам и в самом обыденном обнаруживать источник вдохновения.

В центре внимания – художник Дина Нери и её арт-объекты. Основной материал, с которым работает автор – бетон и это связано с самой главной страстью – архитектурой. Но есть и другие причины такого выбора, которые этот, казалось бы, частный художественный эксперимент делают стройной концепцией. Автор поделится с нами своим опытом и расскажет о теории феминимализма, ставшей на данном этапе основой её формальных поисков.

    

Анна Леготина: Дина, наше стереотипное мышление видит в бетоне лишь строительный материал. Но Вы создаете арт-объекты и мелкую ювелирную пластику, выявляя его иные, уникальные свойства. Скажите, как и почему бетон стал для Вас материалом художественным?

 

Дина Нери: Это этап в непрерывной цепочке случайных событий в моей жизни. Всегда, одновременно с основной «официальной» деятельностью, у меня есть потребность учиться новому и создавать. Служила я на тот момент в проектной организации и выполняя важные, но достаточно монотонные технические задания, в общем, душа просила творчества и развития. Я начала посещать курсы английского, затем поехала на Всемирный фестиваль архитектуры в Барселоне (WAF 2010) и поприсутствовала на лекциях и защите проектов. Невероятное впечатление произвела защита проекта музея MAXXI Захи Хадид и её метод создания объектов дизайна, основанный на интуиции. Затем случайно наткнулась на приглашение принять участие в обучении на курсе design1o1, став впоследствии членом сообщества. Невероятно вдохновляющий интенсив подтолкнул меня к воплощению собственных идей. Затем нужно было выполнить одно из заданий, а под рукой был мешок цемента (дома – ремонт), и тут понеслось…




Невероятное впечатление произвела защита проекта музея MAXXI Захи Хадид и её метод создания объектов дизайна, основанный на интуиции. Затем случайно наткнулась на приглашение принять участие в обучении на курсе design1o1



На сегодняшний день бетон дает мне ответы на вопросы «Что я могу?» и «Как выйти за рамки привычного?». Удовлетворение профессионального любопытства, исследование материала и моих возможностей, технологические задачи, ну и чисто теоретические проблемы методики дизайна. Именно в творчестве, в процессе работы с бетоном я совершаю для себя открытия, применимые и в моей архитектурной практике.

 

А.Л.: А в чем для Вас магия бетона? И есть ли она вообще?

 

Д.Н.: Есть. И заключается в его… подвижности. Во взаимодействии с внешними условиями и различными компонентами, которые с цементом смешиваются. Ведь изначально, это серый безжизненный нейтральный порошок. Волшебство начинается в тот момент, когда раствор заполняет форму и принимает очертания заданного пространства. Он насыщает этот вакуум и обретает образ, рождая новые смыслы. Это трансформация пустоты в самостоятельный красноречивый объект. Так, Хаос становится Космосом.

1 / 4
 

 


Процесс порой завораживает даже больше чем итог. Действительно, современное искусство – это не конечный объект. Это целый грандиозный и бесконечный путь: от идеи, через выбор подходящей и удобной техники, проектирование, через процесс собственно создания, к конечному результату. Осмысление своего опыта. А потом весь путь сначала.


 

Я выбрала этот материал как доступный. Потом стало понятно, что доступность эта иллюзорна. Оказалось, что бетон очень своенравен и требует к себе особого внимания. Его внешняя брутальность и мощь на деле обернулась почти женскими капризами. Так постепенно в моей голове начала складываться концепция феминимализма. Она строится на сопоставлении термина «минимализм» и явления «феминности». Хочу уточнить, что меня не интересуют вопросы феминизма, гендерных или половых различий. Меня интересует только гармония и художественный эксперимент. Суть его в следующем. Цемент при взаимодействии с водой, водными растворами солей и другими компонентами образует пластичную массу, которая затвердевает и превращается в камневидное тело. В нормальных условиях бетонный состав набирает прочность и «созревает» за 28 дней. Но в течение этого срока бетон может дать усадку, треснуть, поменять оттенок или фактуру. Он, словно барышня, становится таким переменчивым и непостоянным. И вот, только представьте: бетон с репутацией прочного и универсального материала для масштабного строительства, воплощение брутальности, вдруг начинает реагировать даже на незначительные колебания температуры и влажности. Меня это удивило. К слову сказать, женщина тоже чутко реагирует на внешние условия, даже незначительные изменения, тонко их чувствуя. Такая вот природа материала. В нём будто встречаются два начала – сила и беззащитность, твердость и хрупкость, мужское и женское.

 

1 / 5
 

А.Л.: Расскажите какие именно объекты Вы создаете?

 

Д.Н.: У меня есть несколько направлений работы. Наиболее прикладные объекты – это предметы интерьера: вазы и скульптура малых форм. Но есть и то, что на сегодняшний день меня особенно сильно вдохновляет, я называю это утопическим дизайном. Таким объектам сложно найти применение в обычной жизни, но именно в них моя теория наиболее очевидна. Это своеобразные плитки–метопы квадратной формы, в облике которых бетон сосуществует с прочими материалами. Например, в смеси со стеклярусом: они настолько разные, что начинают спорить. Или во взаимодействии с засушенными розами, где бутоны воплощают природное начало, а бетон – эстетику города. Мой метод заключается в воспевании красоты окружающего мира, всех его проявлений. Думаю, что на контрастах рождаются новые смыслы. Объединяет все мои опыты одно – поиск новой эстетики и образов. Для этого я прибегаю к интуитивному дизайну, поскольку традиционные методы (параметрический, аналогии и т.п.) довольно предсказуемы.

1 / 3


Особенно ярко и необычно теория феминимализма воплотилась в ювелирных украшениях «DN». Это серьги, кольца, броши и кулоны, запонки и бабочки, браслеты, выполненные в стилистике минимализма. Лаконичная, почти с архитектурной точностью продуманная форма изделий, чистота линий, суровая правда материала. Бетон в украшениях не маскируется, его фактура подчеркивается и, тем самым, эстетизируется.


 

А.Л.: Что Вас вдохновляет?

 

Д.Н.: Многое, от осиного гнезда до бетонного строительного ограждения. Чистый нетронутый белый лист бумаги. Или смятый. Техника оригами. Одежда. Музыка. Да хоть даже еда. Ну и путешествия, конечно же.

1 / 5

 

Вообще, у меня в определенный момент создалось ощущение информационной и визуальной перегруженности от обилия всего, что мы имеем вокруг: реклама, дизайн во всех его проявлениях и т.п. Это агрессивно, вульгарно и навязчиво, этакая медиа-какофония, визуально-информационная пресыщенность. Наверное, по этой причине мои поиски отталкиваются от минимализма, сдержанного художественного языка. Всегда сосредотачиваюсь на явлениях и предметах, вызывающих желание остановиться и созерцать их, абстрагироваться от внешнего мира, забыть про время и почувствовать умиротворение. В таких условиях мне кажется важными пустота, Ничто. Стремлюсь не перегружать смыслами свои объекты, чтобы визуальный диалог доставлял зрителю удовольствие, а не запутывал.



в определенный момент создалось ощущение информационной и визуальной перегруженности от обилия всего, что мы имеем вокруг: реклама, дизайн во всех его проявлениях и т.п. Это агрессивно, вульгарно и навязчиво, этакая медиа-какофония, визуально-информационная пресыщенность.



 

А.Л.: Кто Вас вдохновляет?

 

Д.Н.: Все художники и дизайнеры являются так или иначе вдохновителями. Ведь основная и, кстати, весьма успешная методика поиска нового – это исследование уже существующих произведений, другого опыта. Мы знаем множество архитекторов, создающих не только города и интересные самостоятельные объекты, но и предметы для мира моды и промдизайна, призванные обслуживать нужды общества. И всё это – источник. Но главное, думаю, окружение: семья, коллеги, галеристы и кураторы. Они оказывают необходимую моральную, эмоциональную поддержку. Заставляют верить в необходимость моих поисков.

А быть архитектором лично для меня означает создавать свой утопичный мир и переносить его в мир материальный. Всё просто.


Фото: Антон Шаламов и личный аккаунт Дины в Instagram

Рассказать друзьям
0 комментариев
Добавить комментарий